Среда
17.10.2018
20:50
Областной проект
Баннер

Ссылка

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МБ ОУ Конезаводская НШ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

     

    КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И АНДРАГОГИКИ

     

     

     Методические рекомендации

    по проектированию основной образовательной программы

    образовательного учреждения

     

     Авторы – разработчики

    Игнатьева Г.А. – доктор пед. наук,

    зав. кафедрой педагогики и андрагогики

    Тулупова О.В. – кандидат пед. наук,

    доцент кафедры педагогики и андрагогики

     

     

     Нижний Новгород

    2010

     

    Содержание методических рекомендаций

     

    №п/п

    Содержание

     

    1.

    Глоссарий

     

    2.

    Требования к минимуму содержания основной образовательной

    программы образовательного учреждения

     

    3.

    Общие положения и примерная структура основной образовательной программы образовательного учреждения

     

    4.

    Методика построения «модели выпускника»

     

    5.

    Учебный план образовательного учреждения

     

    6.

    Рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам

     

    7.

    Рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся

     

    8.

    Рекомендации по разработке надпредметных программ

     

    9.

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения

    основной образовательной программы ступени школьного образования

     

    10.

    Рекомендации по построению модели управления процессом

    разработки и реализации образовательной программы образовательного учреждения

     

     

     

    1. ГЛОССАРИЙ

    БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН - нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (инвариантную и вариативную); определяющий максимально допустимую нагрузку при 5- и 6-дневной учебной неделе по классам, а также количество недельных часов для финансирования.

    ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) ПЛАНА - часть базисного учебного (образовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в том числе этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образовательного процесса.

    ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. Д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - наиболее общие характеристики индивидуальных и общественных потребностей в образовании, направленных на формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении (национальное единство и безопасность); подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на знаниях (развитие человеческого капитала); фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.

    ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) ПЛАНА - часть базисного учебного (образовательного) плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - система широкого доступа каждого субъекта (учителя, ученика, родителя) образовательного процесса к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

    КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ - показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования: адекватность отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандарта; условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и среднего (полного) общего образования и их соответствие требованиям стандарта; ресурсное обеспечение образовательного процесса (в том числе его кадровое обеспечение) и их соответствие требованиям стандарта; реализуемые в образовательном процессе и достигаемые учащимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандарта, так и на уровне его ресурсного обеспечения.

    ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (УСЛОВИЯ) ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды).

    МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - научно обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния здоровья учащихся, норм учебной нагрузки, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении, требований к оформлению и изданию книг, учебников и учебных пособий, соблюдения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; к участку и зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению, световому и микроклиматическому режиму; к учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации питания учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

    МИССИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – предназначение конкретного образовательного учреждения, формулируемое на основе статуса учреждения, определяемое и обосновываемое особенностями внешней по отношению к образовательному учреждению среды, возможностями учреждения, исторически сложившимся местом учреждения в образовательном пространстве города, района, микрорайона.

    МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – уровневое (по ступеням общего образования), качественное описание предполагаемых результатов реализации образовательной программы образовательного учреждения.

    НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - интегральное описание совокупности ресурсов, необходимых для реализации основных образовательных программ, структурируемое по сферам ресурсного обеспечения общего образования. К ним относятся: гигиенические требования; кадровое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение; материально-техническое и учебно-материальное обеспечение.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – нормативный документ, обеспечивающий реализацию государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников), регламентирующий содержание и педагогические условия организации образовательного процесса по ступеням школьного образования.

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ) - запросы, интегрирующие потребности личности и семьи до уровня социальных потребностей. К их числу относятся: следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений (безопасный и здоровый образ жизни); осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор (свобода и ответственность); освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей (социальная справедливость); активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики (благосостояние).

    ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.

    ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и  включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, воспитание и качество подготовки обучающихся.

    ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - конкретные элементы социального опыта — знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

    ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ - программы, имеющие ориентирующий характер, включающие пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала; примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.

    ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ - перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов: социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум); многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.

    ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ - программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т. Е. способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования; описание связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

    РЕЗУЛЬТАТЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, - ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.

    РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, - способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.

    СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ - система и состав инструментария, включающие описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией); критерии и процедуры оценивания; формы представления результатов; условия и границы применения.

    СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ - требования общества, интегрирующие потребности личности и семьи в области общего образования, сформировать у обучающихся умения вести безопасный и здоровый образ жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; активную жизненную позицию, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики; идеалы равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей; осознание нравственного смысла свободы и ее неразрывной связи с ответственностью, развитое правосознание, умение делать осознанный и ответственный личностный выбор.

    СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ — комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. См. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

    ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, - система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования: укомплектованность кадрами, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию. См. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.

    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены требованиями субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся. Требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования, характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы, являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.

    ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования.

    Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности.

    ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др. сфер ресурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации основных образовательных программ.

     

    2. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУСОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

     

    1. Общая характеристика основной общеобразовательной программы ступени школьного образования

    1.1. Основная общеобразовательная программа ступени школьного образования (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) устанавливает содержание определенного уровня и направленности, обеспечивает реализацию федерального государственного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (с.п.1 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», п.3 ст.9 Закона РФ «Об образовании»).

    1.2. Основная общеобразовательная программа ступени школьного образования разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных образовательных программ. Основная общеобразовательная программа должна включать учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и качество подготовки обучающихся. (с.п. 6 ст. 9; п.5 ст. 14; п.6,7 ст. 32 Закона РФ «об образовании»). Примерные образовательные программы могут включать базисный учебный план и набор примерных программ учебных курсов, дисциплин, образовательных модулей (п.5.2 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).

    1.3. Назначением основной общеобразовательной программы (начального, основного, среднего) общего образования является содействие становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового  к его продолжению в течение всей жизни.

    1.4. Нормативная трудоемкость основной образовательной программы начального общего образования имеет обязательную (инвариантную часть), которая составляет 2323 часа (от 80 до 70 %) общего нормативного времени, отведенного на учебный процесс независимо от продолжительности учебной недели и вариативную часть – (от 581 до 887 часов в год, что составляет от 20 до 30 %) в зависимости от продолжительности учебной недели. Вариативная часть предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов, модулей обязательной части образовательной области или добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, мнений родителей (законных представителей) и педагогических работников.

    1.5. Главным предметом стандартизации выступают требования к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. В новом стандарте определены структура и основное наполнение ООП (приказ МоиН РФ от 06 октября 2009 г. № 373, раздел 3). Основная общеобразовательная программа (начального, основного, среднего) общего образования имеет следующие разделы: 1)пояснительная записка; 2) планируемые результаты образования; 3) набор отдельных программ (концепция и программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; программа формирования универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни); 4) программа, включающую систему оценки достижения планируемых результатов образования (ФГОС НОО (п.16 раздел 3).

    2. Требования к образовательным учреждениям, реализующим основные общеобразовательные программы

    2.1. Образовательное учреждение, имеющее в наличие простой перечень отдельных программ, не может решить современных задач, стоящих перед новой школой, в том числе и задачу целостности образования. В образовательном учреждении должны быть созданы условия, обеспечивающие участие в процессе разработки и утверждении данной программы педагогов, родительской общественности, внешних органов управления образованием, исходя из целей и задач образовательного учреждения.

    2.2. Основная образовательная программа должна рассматриваться и обсуждаться на педагогическом совете образовательного учреждения, проходить внешнюю экспертизу с привлечение общественных и иных экспертов и утверждаться коллегиальным органом государственно-общественного управления ОУ (например, управляющим советом).

    2.3. Внешней оценкой основной образовательной программы становится (один раз в пять лет) процедура лицензирования и аккредитации ОУ. В соответствии с Концепцией общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) ООП становится одним из объектов экспертной оценки именно в период лицензирования и аккредитации ОУ. (см. Концепция ОСОКО // Версия, 2008, 2 февр.). Выбор и разработка актуальной и эффективной образовательной программы представляет интерес не только для потребителя образовательных услуг (обучающихся и их родителей), но и для ОУ, так как именно образовательная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность самой образовательной организации и ее деятельности в целом.

    2.4. Образовательное учреждение ставит задачу разработки такой программы, которая должна задавать новый формат жизни школьников и учителей, новый формат управления школой. Для достижения качества образования и эффективного информационного обеспечения для реализации ООП необходимо иметь информационную среду образовательного учреждения, включающей локальную внутреннюю сеть, открытую сеть в Интернет, сайт образовательного учреждения, сервер, аккумулирующего всю необходимую информацию образовательного учреждения, электронные (цифровые) образовательные ресурсы, компьютерную технику с беспроводной связью WI-FI и др.

    2.5. При расширении самостоятельности образовательного учреждения в разработке основной образовательной программы автоматически увеличивается в несколько раз и ответственность руководства образовательного учреждения за ее реализацию.

    3. Требования к уровню подготовки педагогических работников, успешно реализующего основную образовательную программу ступени школьного образования

    3.1. Педагогический работник должен знать:

    - основы государственной политики в сфере образования: основные стратегические направления развития российского образования, современные подходы к оценке качества образования;

    - правовые и нормативные основы функционирования системы образования: нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса; нормативно-правовое регулирование трудовых отношений в сфере школьного образования; правовые основы государственного контроля и надзора в образовании;

    - основные достижения, проблемы и тенденции развития профессиональной деятельности, современные подходы к моделированию инновационной деятельности в сфере школьного образования;

    - систему понятий и представлений, объясняющую значимость и смысл инновационного образования как философско-антропологической категории;

    - основные подходы, принципы и закономерности организации инновационных процессов в образовательных системах;

    - психолого-педагогические закономерности проектирования содержания и форм организации учебного процесса в разных возрастах и по отношению к разным учебным предметам и типам образовательных учреждений;

    - психологические основы образовательной деятельности: обеспечение психологической безопасности образовательной среды, психологическая и коммуникативная культура, содержание и способы разрешения конфликтов в образовании; биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, современные подходы и принципы образовательной диагностики;

    - организационно-управленческие, экономические условия и механизмы функционирования и инновационного развития образовательных систем;

    -санитарно-гигиенические нормы и правила организации здоровьесберегающего образовательного процесса;

    - современные компьютерные и программные средства, электронные образовательные ресурсы, социальные сервисы сети Интернет и возможности их использования для решения образовательных задач.

    3.2. Педагогический работник должен уметь:

    - устанавливать правила собственной педагогической деятельности (нормировать ее) на основе выбора образовательных подходов, педагогических закономерностей и принципов;

    - различать имеющиеся концепции содержания образования и определять уровень представления содержания образования в конкретных образцах, анализировать содержание образовательных программ, учебников, методических пособий;

    - различать модели и виды образования; определять специфику свойств системы образования, осуществлять современное учебно-тематическое планирование;

    - устанавливать взаимосвязи между методами и целями обучения и воспитания, методами и формами организации образовательного процесса, методами и содержанием инновационного образования;

    - выявлять, анализировать, оценивать и корректировать образовательный процесс на основе различных форм контроля;

    - анализировать собственную педагогическую деятельность, осуществлять экспертизу образовательных процессов и образовательных продуктов;

    - различать новшество и нововведение, компоненты инновационной деятельности и этапы инновационного процесса, осуществлять апробацию и внедрение педагогических новшеств;

    - использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей предметной области научного знания, устанавливать связи с другими предметными областями;

    - использовать в образовательном процессе современные информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы;

    - осуществлять взаимодействие с родителями, коллегами и социальными партнерами;

     - использовать современные методы образовательной диагностики достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение их социализации и профессионального самоопределения.Продолжение »